В СССР был свой аналоговый синтезатор «Поливокс»
Вот, что рассказывает Владимир Кузьмин о создании этого синтезатора:
«В 1980-м ему было 24 года и он работал на уральском предприятии «Вектор» уже более четырех лет. За плечами у него уже был опыт участия в разработке электромузыкальных инструментов и знание современных тенденций в развитии ЭМИ.Ему, как инициатору этой темы, и было поручено возглавить разработку. Добиться согласия руководства было нелегко, так как само слово «синтезатор» тогда было чем-то «западным» и «не нашим», а сами синтезаторы казались просто веянием моды, которая быстро пройдет. Тем не менее, надо отдать должное руководству – оно-таки согласилось.
Над этой темой он думал и раньше, и тайком, в свободное время на работе, или дома чертил и паял схемки, рисовал модель будущего изделия. Изначально он думал, что синтезатор будет с каким-нибудь минимально необходимым набором функций, например один генератор, несложный фильтр, упрощенный генератор огибающей, небольшая клавиатура. И в чемодане с крышечкой! Потом решил: если уж разрабатывать, то что-нибудь очень похожее на аналог.
Конечно информации не хватало. Ведь было понятно, что синтезатор – это не электроорган, он имеет иную структуру, другой набор функций и обязательные пределы регулировки требуемых параметров исполнителем. Соответственно и схема и технические параметры радикально отличается от традиционных электроорганов. Поэтому требовалось, прежде всего, изучение аналогов и примененных в них схемотехнических решений. А во времена СССР они были недоступны.
На начальном этапе они просто напрашивались в гости к заезжим коллективам, чтобы посмотреть, покрутить ручки, сфотографировать «Муги», «Корги», «Роланды», «Ямахи», «Крумары», чтобы иметь представление о внешнем виде, работе узлов, наборе необходимых ручек и переключателей.
Некоторые даже удавалось взять, на время домой, потому что они частенько были с разными неисправностями и его просили их починить.
Но самым важным, все-таки, было отсутствие информации по схемотехнике. Однажды под руку попала, чуть ли не вручную перерисованная схема MiniMoog. Но она оказалась практически вся транзисторная, а было уже время широкого использования аналоговых интегральных схем, так что основной пользы она не принесла.
Да и повторять чужую схему было не к лицу, да и нельзя по понятным соображениям. Помогло знакомство с Юрием Запаловым, звукооператором ленинградского ансамбля «Поющие гитары» который к тому же являлся хорошим инженером-электронщиком.
Они тогда приехали на гастроли в Свердловск с оперой, в которой использовался синтезатор для некоторых звуковых эффектов. Оказалось, что Юрий сам изготовил синтезатор, который использовался в опере, и с радостью поделился схемами. Владимир Кузьмин уговорил руководство завода заключить с Юрой трудовое соглашение на разработку схем. По мере их изготовления они, таким образом, и получили полный комплект схем его синтезатора.
К сожалению применять их оказалось совершенно невозможно. Они оказались совершенно непригодны для серийного производства, потому что в них либо использовались не разрешенные в бытовой технике детали, либо требовалось большое количество подстроечных работ. Так что, в итоге, Владимиру пришлось в
конце концов рисовать, макетировать, настраивать самому все узлы.
На время разработки обычно создается группа из ведущего инженера, ведущего конструктора и ведущего дизайнера. Кузьмин был ведущим инженером, Юрий Феофилов ведущим конструктором, а его жена Олимпиада Кузьмина, работавшая в группе дизайнеров на их предприятии, – ведущим дизайнером. В дальнейшем к теме присоединился пришедший на предприятие Игорь Федосеев.
Насмотревшись на зарубежные синтезаторы, они поняли многие минусы, приводящие к неудобству в работе. Вообще о дизайне «Поливокса» стоит сказать особо, поскольку все впервые его увидевшие, в том числе иностранцы, очень восхищаются его необычным видом. Все привыкли к чисто функциональному дизайну и графике: плоские передние панели, стандартные ручки, заурядная графика надписей. А тут все так объемно на передней панели, все так модульно.
Многие музыканты так и говорят, что уже один внешний вид этого синтезатора вдохновляет на творчество. И эти боковины, похожие на гусеницы танка!
«Поливокс» так часто и называют на Западе: «советский военный синтезатор».
Ну, конечно, в то время т.н. military style с успехом применялся в зарубежном дизайне, и мы решили взять эту концепцию, и, как оказалось, воплотили ее очень удачно. При этом все так просто при производстве!
Когда пошли первые изделия, приходилось неделями сидеть на этом заводе. Что-то не шло в серии, что-то не настраивалось… Приходилось на месте вносить изменения в документацию, в методику измерений и контроля. В 1982 году началось серийное производство. Синтезатор получил бронзовую медаль ВДНХ.
В последние годы «Поливокс» стал известен во всем мире, его используют многие группы, например Franz Ferdinand и Rammstein. Западные музыканты признают своеобразную красоту его внешнего вида и уникальность звука. Мы не старались именно этого добиться, скорей, наоборот, идеалом было звучание синтезаторов Муга. Но получилось то, что получилось, и сейчас я даже рад, что получилось именно так.»-говорит Владимир Кузьмин.