Как выбрать синтезатор новичку, ребенку или профессионалу в 2021м
Итак, у вас созрело решение: купить недорогой и практичный клавишный инструмент с обширным набором функций. Отличная идея, поздравляем! И в этой статье – поможем определиться с выбором и не запутаться в море (ну как минимум очень полноводном озере) предложений и вариантов.
Но прежде всего, под спойлером, рассмотрим случаи, когда покупка синтезатора будет ошибкой. То есть когда вам нужно нечто совсем иное, чем домашний синтезатор.
1. Если вы серьезно погружены в такое занятие как пианизьм. ;) Или планируете осваивать полноценную игру на фортепиано.
Пианино/рояли имеют молоточковую, иначе полновзвешенную, или просто взвешенную клавиатуру. Она достаточно тяжелая на ощупь, но именно с таким весом вырабатывается правильная постановка рук пианиста. И учиться игре на фортепиано необходимо и обязательно только на «полном взвесе». Рекомендации и рассказ что из себя представляют цифровые пианино смотрите в этом ролике
Клавиатура синтезатора: пружинная, или полувзвешенная; часто говорят просто «синтезаторная», имея в виду более легкое прикосновение и отзывчивость. Для занятий по специальности «фортепиано» не подходит. Точка.
Однако просто научиться играть на клавишных можно и на легкой клавиатуре. Об этом расскажем отдельно.
2. Здесь не так строго, т.е. домашний/любительский синтезатор тоже подойдет. Но есть варианты гораздо лучше.
Если вы – композитор, аранжировщик, сонграйтер (песни и фонограммы пишете, короче), саунд-дизайнер для компьютерных игр или кино… или планируете двигаться в этих направлениях. И ваш инструмент будет в работе… ну не прямо 24/7, но 12/5 или около того.
(Поймите правильно – мы вовсе не ставим целью отпугнуть, отговорить вас от покупки. Наша первостепенная задача – правильно сориентировать и помочь. Так что просто начните этот пункт с начала и… продолжайте чтение). ;)
В бюджетном варианте вас устроит MIDI-клавиатура, сопрягаемая с компьютером. «По-богатому» вам нужен инструмент с поистине огромным функционалом и немаленькой же ценой – рабочая станция или арранжер. Любительские синтезаторы также могут работать в паре с компьютером, но функций этих инструментов при таком сопряжении оказывается или слишком много, или крайне мало.
То есть как бы и рыба и мясо, но… не особо вкусно, понимаете?
Читать далее кому не стоит рассматривать синтезаторы
1. Если вы серьезно погружены в такое занятие как пианизьм. ;) Или планируете осваивать полноценную игру на фортепиано.
Пианино/рояли имеют молоточковую, иначе полновзвешенную, или просто взвешенную клавиатуру. Она достаточно тяжелая на ощупь, но именно с таким весом вырабатывается правильная постановка рук пианиста. И учиться игре на фортепиано необходимо и обязательно только на «полном взвесе». Рекомендации и рассказ что из себя представляют цифровые пианино смотрите в этом ролике
Клавиатура синтезатора: пружинная, или полувзвешенная; часто говорят просто «синтезаторная», имея в виду более легкое прикосновение и отзывчивость. Для занятий по специальности «фортепиано» не подходит. Точка.
Однако просто научиться играть на клавишных можно и на легкой клавиатуре. Об этом расскажем отдельно.
2. Здесь не так строго, т.е. домашний/любительский синтезатор тоже подойдет. Но есть варианты гораздо лучше.
Если вы – композитор, аранжировщик, сонграйтер (песни и фонограммы пишете, короче), саунд-дизайнер для компьютерных игр или кино… или планируете двигаться в этих направлениях. И ваш инструмент будет в работе… ну не прямо 24/7, но 12/5 или около того.
(Поймите правильно – мы вовсе не ставим целью отпугнуть, отговорить вас от покупки. Наша первостепенная задача – правильно сориентировать и помочь. Так что просто начните этот пункт с начала и… продолжайте чтение). ;)
В бюджетном варианте вас устроит MIDI-клавиатура, сопрягаемая с компьютером. «По-богатому» вам нужен инструмент с поистине огромным функционалом и немаленькой же ценой – рабочая станция или арранжер. Любительские синтезаторы также могут работать в паре с компьютером, но функций этих инструментов при таком сопряжении оказывается или слишком много, или крайне мало.
То есть как бы и рыба и мясо, но… не особо вкусно, понимаете?
Всё лучшее – детям
С «нет» закончили, начинаем про тех, кому домашние синтезаторы – «да». Для самых маленьких музыкантов существуют специальные серии – с маленькими же, уменьшенными клавишами специально под детские пальчики. Это, в первую очередь, Yamaha PSS и Casio SA. Инструменты выглядят игрушечно и по сути полу-игрушками являются. Однако основные функции – набор тембров (звуков различных инструментов), автоаккомпанемент с набором музыкальных стилей (а дети ой как любят танцевать!), собственно органы управления и дизайн лицевой панели – копируют «взрослые» инструменты и учат будущих звезд сцены правильным навыкам обращения с домашними синтезаторами.
"Ситуация" с «детскими» синтезаторами несколько иная. Ребенок должен быть «готов к музыке»: проявлять живой интерес, желание учиться, стремиться к точному копированию известных произведений – хоть Моцарт, хоть Бритни Спирс и Metallica. ;) Как правило, подобные таланты проявляются в возрасте 5-7 лет. Но подлинную готовность учиться музыке может определить только педагог-специалист; у некоторых детей способности просыпаются значительно позже или не проявляются вообще.
Это всё к тому, что: если ваше чадо живо реагирует на звуки и пытается подражать – смело покупайте «детский» синтезатор. В противном случае… пока потерпите, посоветуйтесь с профи и еще раз подумайте о судьбе ВАШЕГО ребенка.
С «нет» закончили, начинаем про тех, кому домашние синтезаторы – «да». Для самых маленьких музыкантов существуют специальные серии – с маленькими же, уменьшенными клавишами специально под детские пальчики. Это, в первую очередь, Yamaha PSS и Casio SA. Инструменты выглядят игрушечно и по сути полу-игрушками являются. Однако основные функции – набор тембров (звуков различных инструментов), автоаккомпанемент с набором музыкальных стилей (а дети ой как любят танцевать!), собственно органы управления и дизайн лицевой панели – копируют «взрослые» инструменты и учат будущих звезд сцены правильным навыкам обращения с домашними синтезаторами.
"Ситуация" с «детскими» синтезаторами несколько иная. Ребенок должен быть «готов к музыке»: проявлять живой интерес, желание учиться, стремиться к точному копированию известных произведений – хоть Моцарт, хоть Бритни Спирс и Metallica. ;) Как правило, подобные таланты проявляются в возрасте 5-7 лет. Но подлинную готовность учиться музыке может определить только педагог-специалист; у некоторых детей способности просыпаются значительно позже или не проявляются вообще.
Это всё к тому, что: если ваше чадо живо реагирует на звуки и пытается подражать – смело покупайте «детский» синтезатор. В противном случае… пока потерпите, посоветуйтесь с профи и еще раз подумайте о судьбе ВАШЕГО ребенка.
Рабочие лошадки
Следующая ступень развития любительских синтезаторов устанавливает целый ряд стандартов для подобных инструментов.
· 61 клавиша или 5 полных октав клавиатуры.
В то время как у «детских» моделей и MIDI-клавиатур могут быть и 4 октавы/49 клавиш и даже меньше. В редких случаях бывает и больше: модельный ряд EW от Yamaha – это 6/76, но всё остальное абсолютно такое же, как у 5-октавных «родственников».
· Немаленький набор тембров (иногда говорят «голоса»).
Больше сотни всяких звуков: рояли/пианино, электропиано, органы, акустические и электрические гитары, струнная группа симфонического оркестра: от скрипки до контрабаса, духовая группа оттуда же: флейты, трубы, валторны, саксофоны, отдельно – синтетические аналоги этих же оркестровых инструментов. Еще заведомо электронные, «космические» звуки, и всякая экзотика вплоть до цоканья каблучков или лая собаки – причем на верхних нотах болонка, внизу рев дога или волкодава. 100 с хвостиком тембров – минимальный набор, в памяти может быть и 300, и чуть ли не тысяча.
· Также немалое число стилей (или «ритмов») автоаккомпанемента.
Иначе говоря, заранее скомпонованных музыкальных жанров, со своими темпами, размерами (2, 3, 4 четверти и т.д.) и составом вашей “виртуальной группы”. Да-да, в умелых руках любительский синтезатор способен сыграть за весь оркестр или ансамбль!..
Поп-музыка, рок, дискотека от старого диско до нового хип-хопа, много «бальных танцев» – и вальсы, и танго, и прочие латинские ритмы. Можно и попроще, польки, и посолиднее, марши… Минимальный набор стилей – также около 100, максимально в памяти бывает порядка 300 ритмов. Больше не имеет смысла, потому что столько музыкальных стилей еще не придумали! ;)
· Дисплей, на который выводится вся информация по исполнению и управлению.
Как правило, он размером со средний смартфон – но при этом из ценовых соображений монохромный.
· Собственно источник звука – стереодинамики на внешних краях лицевой панели.
В более дорогих моделях может быть и больше динамиков: чаще всего к основным добавляют небольшие высокочастотные. Важно: громкости даже самого бюджетного инструмента без дополнительных усилителей хватит для заполнения обычной комнаты!
· Внешние подключения.
Гнездо питания (блок питания в 99% случаев в комплекте, детские и самые бюджетные инструменты могут питаться от батареек), выход на наушники или внешний усилитель, гнездо под педаль. Это абсолютный минимум: могут быть отдельный выход под наушники и 2 гнезда (стерео!) под внешний сигнал. Могут быть аудиовходы: воспроизводить музыку с телефона через динамики синтезатора или играть дуэтом с гитаристом/вокалистом. И подключение к компьютеру, реализованное при помощи какого-либо разъема USB.
Наконец, о том, что как бы важно… но мы с этим не совсем согласны.
· Полифония.
Измеряется в кратных цифрах, как в игре «2048». Многие думают, что показатель полифонии – это качество самого звука, который воспроизводит синтезатор. Это не так. Значение «32», например, показывает, что звуковой процессор (грубо говоря, «мозги») данного инструмента способен одновременно «озвучивать» 32 ноты. Это не так много, хотя пальцев у нас всего 10: любой звук автоаккомпанемента, любой удар барабана в это число входит, т.е. «считается». И, если исполнение сложное, нагроможденное – взятые раньше ноты могут выпадать из музыкальной ткани, теряться.
Значение полифонии теснее связано не с качеством звучания в целом, а с правдоподобностью, аутентичностью тембров. Каждый “голос” домашнего синтезатора – это набор цифровых данных (профессиональное название “сэмпл”). В сэмплы роялей можно включить даже такую экзотику, как легчайший призвук отпускаемой клавиши или направление, в котором открыта крышка рояля. Естественно, это дополнительные данные, бОльшие объемы информации. Соответственно, бОльшее значение полифонии легче оперирует крупными данными, и на выходе – более правдоподобное, близкое к натуральному звучание.
Также не забывайте про качество самих динамиков. Общая рекомендация только одна: тщательно слушать и сравнивать звучание различных моделей, подбирая звук, наилучший именно для вас. (Разные люди ещё и слышат по-разному, вы в курсе?) ;)
· Секвенсор. Запись произведений: непосредственно в момент исполнения или по шагам, при создании собственной пьесы. Функция вроде нужная, особенно для оценки собственных исполнительских талантов: сыграли – прослушали. Но сегодня, когда подключить синтезатор к компьютеру и создавать свои шедевры может даже школьник младших классов – к чему эта внутренняя память?
Следующая ступень развития любительских синтезаторов устанавливает целый ряд стандартов для подобных инструментов.
· 61 клавиша или 5 полных октав клавиатуры.
В то время как у «детских» моделей и MIDI-клавиатур могут быть и 4 октавы/49 клавиш и даже меньше. В редких случаях бывает и больше: модельный ряд EW от Yamaha – это 6/76, но всё остальное абсолютно такое же, как у 5-октавных «родственников».
· Немаленький набор тембров (иногда говорят «голоса»).
Больше сотни всяких звуков: рояли/пианино, электропиано, органы, акустические и электрические гитары, струнная группа симфонического оркестра: от скрипки до контрабаса, духовая группа оттуда же: флейты, трубы, валторны, саксофоны, отдельно – синтетические аналоги этих же оркестровых инструментов. Еще заведомо электронные, «космические» звуки, и всякая экзотика вплоть до цоканья каблучков или лая собаки – причем на верхних нотах болонка, внизу рев дога или волкодава. 100 с хвостиком тембров – минимальный набор, в памяти может быть и 300, и чуть ли не тысяча.
· Также немалое число стилей (или «ритмов») автоаккомпанемента.
Иначе говоря, заранее скомпонованных музыкальных жанров, со своими темпами, размерами (2, 3, 4 четверти и т.д.) и составом вашей “виртуальной группы”. Да-да, в умелых руках любительский синтезатор способен сыграть за весь оркестр или ансамбль!..
Поп-музыка, рок, дискотека от старого диско до нового хип-хопа, много «бальных танцев» – и вальсы, и танго, и прочие латинские ритмы. Можно и попроще, польки, и посолиднее, марши… Минимальный набор стилей – также около 100, максимально в памяти бывает порядка 300 ритмов. Больше не имеет смысла, потому что столько музыкальных стилей еще не придумали! ;)
· Дисплей, на который выводится вся информация по исполнению и управлению.
Как правило, он размером со средний смартфон – но при этом из ценовых соображений монохромный.
· Собственно источник звука – стереодинамики на внешних краях лицевой панели.
В более дорогих моделях может быть и больше динамиков: чаще всего к основным добавляют небольшие высокочастотные. Важно: громкости даже самого бюджетного инструмента без дополнительных усилителей хватит для заполнения обычной комнаты!
· Внешние подключения.
Гнездо питания (блок питания в 99% случаев в комплекте, детские и самые бюджетные инструменты могут питаться от батареек), выход на наушники или внешний усилитель, гнездо под педаль. Это абсолютный минимум: могут быть отдельный выход под наушники и 2 гнезда (стерео!) под внешний сигнал. Могут быть аудиовходы: воспроизводить музыку с телефона через динамики синтезатора или играть дуэтом с гитаристом/вокалистом. И подключение к компьютеру, реализованное при помощи какого-либо разъема USB.
Наконец, о том, что как бы важно… но мы с этим не совсем согласны.
· Полифония.
Измеряется в кратных цифрах, как в игре «2048». Многие думают, что показатель полифонии – это качество самого звука, который воспроизводит синтезатор. Это не так. Значение «32», например, показывает, что звуковой процессор (грубо говоря, «мозги») данного инструмента способен одновременно «озвучивать» 32 ноты. Это не так много, хотя пальцев у нас всего 10: любой звук автоаккомпанемента, любой удар барабана в это число входит, т.е. «считается». И, если исполнение сложное, нагроможденное – взятые раньше ноты могут выпадать из музыкальной ткани, теряться.
Значение полифонии теснее связано не с качеством звучания в целом, а с правдоподобностью, аутентичностью тембров. Каждый “голос” домашнего синтезатора – это набор цифровых данных (профессиональное название “сэмпл”). В сэмплы роялей можно включить даже такую экзотику, как легчайший призвук отпускаемой клавиши или направление, в котором открыта крышка рояля. Естественно, это дополнительные данные, бОльшие объемы информации. Соответственно, бОльшее значение полифонии легче оперирует крупными данными, и на выходе – более правдоподобное, близкое к натуральному звучание.
Также не забывайте про качество самих динамиков. Общая рекомендация только одна: тщательно слушать и сравнивать звучание различных моделей, подбирая звук, наилучший именно для вас. (Разные люди ещё и слышат по-разному, вы в курсе?) ;)
· Секвенсор. Запись произведений: непосредственно в момент исполнения или по шагам, при создании собственной пьесы. Функция вроде нужная, особенно для оценки собственных исполнительских талантов: сыграли – прослушали. Но сегодня, когда подключить синтезатор к компьютеру и создавать свои шедевры может даже школьник младших классов – к чему эта внутренняя память?
Рабочие пони
У «рабочих лошадок» есть свои «пони»: уже как бы совсем не детские, но при этом облегченные по функционалу (и цене!) начальные модели из «больших» линеек. Т.е. взаправду техника для тех, кто только собирается входить в волшебный мир клавишных звуков. Здесь:
· скорее всего нединамическая клавиатура
· меньше и проще: голосов/ритмов (но не всегда), внешних подключений, встроенных эффектов;
· куда больше – включая очень продвинутые! – систем обучения, вплоть до музыкальных викторин и т.п. Учиться ведь пришли – вот вам и подмога!
У «рабочих лошадок» есть свои «пони»: уже как бы совсем не детские, но при этом облегченные по функционалу (и цене!) начальные модели из «больших» линеек. Т.е. взаправду техника для тех, кто только собирается входить в волшебный мир клавишных звуков. Здесь:
· скорее всего нединамическая клавиатура
· меньше и проще: голосов/ритмов (но не всегда), внешних подключений, встроенных эффектов;
· куда больше – включая очень продвинутые! – систем обучения, вплоть до музыкальных викторин и т.п. Учиться ведь пришли – вот вам и подмога!
ТОП
В верхнем сегменте домашних синтезаторов – просто всего больше. Выше цена – но по-прежнему не космос. Шире библиотеки тембров и ритмов, к тому же появляется возможность подкачивать дополнительные наборы из Интернета. Сами звуки и аккомпанемент редактируются и сохраняются как пользовательские наборы (хотя такую работу со звуком предлагают и некоторые синтезаторы более низкой ценовой категории). Опций и возможностей внешних подключений – также больше, в наличии будет всё из перечисленного выше и не только.
Также в этой категории часто появляются функции, присущие уже профессиональным синтезаторам. Обработка звука в реальном времени: фильтры, различные типы вибрации, наложение нескольких эффектов одновременно… Главное отличие от “просто” редактирования звуков – всё происходит прямо под вашими пальцами, движениями специальных кнопок-”крутёлок” или ползунков. Отредактированные таким образом тембры также можно записать в свободные ячейки памяти.
В верхнем сегменте домашних синтезаторов – просто всего больше. Выше цена – но по-прежнему не космос. Шире библиотеки тембров и ритмов, к тому же появляется возможность подкачивать дополнительные наборы из Интернета. Сами звуки и аккомпанемент редактируются и сохраняются как пользовательские наборы (хотя такую работу со звуком предлагают и некоторые синтезаторы более низкой ценовой категории). Опций и возможностей внешних подключений – также больше, в наличии будет всё из перечисленного выше и не только.
Также в этой категории часто появляются функции, присущие уже профессиональным синтезаторам. Обработка звука в реальном времени: фильтры, различные типы вибрации, наложение нескольких эффектов одновременно… Главное отличие от “просто” редактирования звуков – всё происходит прямо под вашими пальцами, движениями специальных кнопок-”крутёлок” или ползунков. Отредактированные таким образом тембры также можно записать в свободные ячейки памяти.
Вместе с тем сами понятие и категория «топ домашних синтезаторов» – несколько размытые. Точную границу, за которой находятся уже упомянутые рабочие станции и инструменты-арранжеры (то есть уже не/не только синтезаторы), указать почти невозможно: и функционал и цены могут переплетаться. Для удобства посчитаем этот самый «топ» переходным звеном между любительским (пускай даже продвинутым) музицированием и профессиональным заработком на музыкальном материале.
Наглядные итоги
Для детей:
Casio SA-78 (~88 у.е.)
- 44 нединамические клавиши уменьшенного размера
- Полифония 8
- Тембры/ритмы 100/50
- Обучающие функции +
- Внешние подключения: выход на наушники (“малый”); педаль -
- Блок питания -
Casio SA-78 (~88 у.е.)
- 44 нединамические клавиши уменьшенного размера
- Полифония 8
- Тембры/ритмы 100/50
- Обучающие функции +
- Внешние подключения: выход на наушники (“малый”); педаль -
- Блок питания -
Бюджетный уровень: (Рабочие пони)
Casio CT-S200 (~194 у.е.)
- 61 нединамическая клавиша стандартного размера
- Полифония 48
- Тембры/ритмы 400/77
- DJ-машина (генератор танцевальной музыки), блок из 10 эффектов
- Обучающие функции ++
- Внешние подключения: выход на наушники (“малый”), вход (“малый”), педаль +, USB, мобильное приложение
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Casio CT-S200 (~194 у.е.)
- 61 нединамическая клавиша стандартного размера
- Полифония 48
- Тембры/ритмы 400/77
- DJ-машина (генератор танцевальной музыки), блок из 10 эффектов
- Обучающие функции ++
- Внешние подключения: выход на наушники (“малый”), вход (“малый”), педаль +, USB, мобильное приложение
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Рабочие лошадки:
Yamaha PSR-E373 (~307 у.е.)
- 61 динамическая клавиша стандартного размера
- Полифония 48
- Тембры/ритмы 622/205
- Общее число эффектов: 238, до 6 могут применяться одновременно
- Запись: 2 трека, ~10.000 нот
- Музыкальная библиотека: более 150 композиций
- Обучающие функции +++ (загрузка нотных сборников из Интернета)
- Внешние подключения: выход на наушники/усилитель (“большой”), вход (“малый”), педаль +, USB, мобильное приложение
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Yamaha PSR-E373 (~307 у.е.)
- 61 динамическая клавиша стандартного размера
- Полифония 48
- Тембры/ритмы 622/205
- Общее число эффектов: 238, до 6 могут применяться одновременно
- Запись: 2 трека, ~10.000 нот
- Музыкальная библиотека: более 150 композиций
- Обучающие функции +++ (загрузка нотных сборников из Интернета)
- Внешние подключения: выход на наушники/усилитель (“большой”), вход (“малый”), педаль +, USB, мобильное приложение
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Топ (или рядом):
Kurzweil KP300X (~519 у.е.)
- 76 динамических клавиш стандартного размера
- Полифония 128
- Тембры/ритмы 787/240
- Запись: 6 треков, 10 композиций
- Интегрированный джойстик управления тоном (pitch) и модуляцией
- Внешние подключения: выход на наушники (“большой”), выход на усилитель (“большой”), вход (“большой”), педали ++ (назначаемые), USB (2 шт.), MIDI (опция)
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Kurzweil KP300X (~519 у.е.)
- 76 динамических клавиш стандартного размера
- Полифония 128
- Тембры/ритмы 787/240
- Запись: 6 треков, 10 композиций
- Интегрированный джойстик управления тоном (pitch) и модуляцией
- Внешние подключения: выход на наушники (“большой”), выход на усилитель (“большой”), вход (“большой”), педали ++ (назначаемые), USB (2 шт.), MIDI (опция)
- Блок питания +, пюпитр для нот +
Нелишне напомнить, что консультанты piano.by – как в салоне на ул. Сурганова, так и виртуально, через сайт – ответят на все ваши вопросы, по поводу домашнего музицирования и не только. И подскажут инструмент, который лучше всего подходит именно под ваши потребности.
Но для сравнения похожих по характеристикам инструментов, ради окончательного выбора – обязательно приходите трогать и слушать вашу будущую покупку ;)
Но для сравнения похожих по характеристикам инструментов, ради окончательного выбора – обязательно приходите трогать и слушать вашу будущую покупку ;)